Поиск по сайту:
Новости / О компании / Прикладные научные исследования / Консультационно-разъяснительная работа / Анализ и обобщение судебной практики /
 
Налоговое законодательство
 
Гражданское законодательство
 
Правоотношения в сфере внешнеэкономической деятельности
 
Государственный заказ
 
Бухгалтерский учет
 
Трудовые отношения
 
Законодательство о страховых взносах
 
Административная ответственность
 
Процесс
 
Архив
 
Карта сайта
 

     Образец обзора арбитражной практики в виде подборок судебных решений.

     «Обзор практики рассмотрения судами споров, связанных с применением Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (Далее - Закон №7-ФЗ) за 2007 год».


      О подготовке обзора отобрано и прокомментировано 35 судебных актов, за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.

     Рассматривались только вступившие в силу решения.

     1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (глава 4 Закона №7-ФЗ).


      1.1. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды (статья 14 Закона №7-ФЗ).

     1. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2007г.
N А82-6672/2007-39.

      Суд отказал индивидуальному предпринимателю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления. При этом суд указал, что статьей 14 Закона №7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

     2. Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2007г. N А65-8500/2007.

     Суд, руководствуясь нормами статьи 14 Закона №7-ФЗ, удовлетворил требование организации-истца о признании незаконным бездействия ответчика-Управление Ростехнадзора, выраженного в отказе в согласовании лимитов на размещение отходов, указав, что, так как у организации отсутствовала задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, бездействие ответчика является незаконным.

     3. Постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2007г. N Ф09-9251/07-С1. (Определением ВАС РФ от 07.02.2008 N 488/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления, решения Арбитражного суда Оренбургской области от 15.03.2007 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007).

     Суд, руководствуясь нормой статьи 14 Закона №7-ФЗ, отказал организации в удовлетворении требования о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов проекта разработки Илецкого месторождения каменной соли, указав, что отсутствуют нарушения требований действующего законодательства при вынесении заключения государственной экологической экспертизы.

     4. Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2007г. N А64-10/07-4.

     Суд отказал в удовлетворении требования организации об оспаривании постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении организации к административной ответственности, указав, что в силу положений статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также статей 14, 16, 18 Закона N 7-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны и здоровья человека, а организация эти требования не соблюдала.

     5. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007г.
N Ф03-А73/07-2/3610.

     Суд отказал в удовлетворении требования организации о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ, которым организация привлечена к административной ответственности за осуществление своей деятельности без соблюдения экологических требований, что заключается в отсутствии у организации проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же отсутствие инвентаризации источника выброса вредных веществ в атмосферный воздух. При этом суд указал, что организация не соблюдала требования статьи 14 Закона №7-ФЗ и другие положения природоохранного законодательства.

     6. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2007, 27.06.2007г.
N Ф03-А73/07-2/2351.

     Суд, руководствуясь нормами статьи 14 Закона №7-ФЗ, отказал истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении истца к административной ответственности за несоблюдение экологических требований природоохранного законодательства. При этом суд указал, что факт совершения организацией административного правонарушения, а также его вина в совершении правонарушения доказаны.

     7. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2007, 24.05.2007г.
N Ф03-А73/07-2/1441.

      Суд, проанализировав нормы статьи 14 Закона №7-ФЗ, отказал в удовлетворении требования организации о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ, которым организация привлечена к административной ответственности за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом суд указал, что привлечение организации к административной ответственности обоснованно, поскольку установлен факт неисполнения обществом возложенных на него природоохранным законодательством обязанностей по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

     8. Постановление ФАС Уральского округа от 03.05.2007г. N Ф09-3179/07-С1.

     Суд отказал истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении истца к административной ответственности, указав, что истец при эксплуатации очистных сооружений нарушил требования статей 14, 22, 23, 34, 38, 39, 44, 55 Закона N 7-ФЗ.
     1.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Закона №7-ФЗ).

     9. Определение ВАС РФ от 26.12.2007г. N 17333/07.

     Суд признал правомерным удовлетворение требования исполнительного органа субъекта РФ о взыскании с организации задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что в соответствии со статьей 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

     10. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.12.2007г.
N А82-6670/2007-39.

     Суд отказал индивидуальному предпринимателю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за размещение отходов производства и потребления. При этом суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления. Факт невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду судом установлен, материалами дела подтвержден.

     11. Определение ВАС РФ от 24.12.2007г. N 17063/07.

     Суд признал законным и обоснованным частичное удовлетворение требования истца о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена статьей 16 Закона №7-ФЗ.

     12. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2007г.
N Ф03-А73/07-2/4989.

     Суд, указав, что организация была правомерно привлечена к административной ответственности, так как, оказывая услуги автосервиса, она не вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду, а это нарушение норм статьи 16 Закона №7-ФЗ, отказал в удовлетворении её требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении организации к административной ответственности.

     13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2007г.
N Ф03-А73/07-2/4705. (Определением ВАС РФ от 06.02.2008 N 106/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А73-5865/2007-11АП Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора данного постановления, а также решения Арбитражного суда Хабаровского края от 04.07.2007 и постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2007).

     Суд отказал истцу в удовлетворении требования о признании незаконными и отмене постановлений ответчика, которыми истец привлечён к административной ответственности за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также за отсутствие оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что в соответствии с положением статьи 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду должно оплачиваться.

     14. Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 08.11.2007г.
N Ф04-7784/2007(39968-А81-23). (Определением ВАС РФ от 15.01.2008
N 17605/07 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора решения от 21.05.2007 в части отказа в признании недействительными п.п. 3 и 4 оспариваемого предписания, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 и данного постановления отказано).

     Суд частично удовлетворил требование организации о признании недействительными пунктов предписания исполнительного органа субъекта РФ о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в сфере водопользования. При этом суд указал, что организация не соблюдала нормы статьи 16 Закона №7-ФЗ и другие положения природоохранного законодательства.

     15. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2007г.
N А43-3764/2007-9-150.

     Суд решил отказать индивидуальному предпринимателю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

     16. Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 06.11.2007г.
N Ф04-7718/2007(39882-А81-23).

     Суд отказал в удовлетворении заявления организации о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении организации к административной ответственности за невнесение в установленные сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что из статьи 16 Закона N 7-ФЗ следует, что к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления, чем и занималась организация. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

     17. Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 16.10.2007г.
N Ф04-7272/2007(39329-А81-43).

     Суд указал, что поскольку организация несвоевременно внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду, нарушив тем самым часть 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ, она правомерно привлечена к административно     ответственности. Суд отказал организации в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ, которым организация привлечена к административной ответственности.

     18. Определение ВАС РФ от 15.10.2007г. N 12550/07.

     Суд, руководствуясь положением статьи 16 Закона №7-ФЗ, признал правомерным удовлетворение требования истца о взыскании с организации-ответчика задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и плату за воздействие на окружающую среду за квартал. При этом суд указал, что обязанность организации по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду и размера подлежащей уплате задолженности доказаны.

     19. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2007г.
N А31-314/2007-152(Определением ВАС РФ от 03.12.2007 N 15222/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

     Суд отказал организации в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа муниципального образования о привлечении организации к административной ответственности за не внесение платы в установленные сроки за загрязнение окружающей природной среды. При этом суд указал, что невнесение платежей в данном случае является нарушением статьи 16 Закона №37-ФЗ.

     20. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.08.2007г.
N А29-6876/2006А.

     Суд, руководствуясь нормами статей 1, 16 Закона №7-ФЗ отказал налоговому органу-истцу в удовлетворении требования о взыскании с ответчика излишне перечисленной платы за загрязнение окружающей природной среды, указав, что наличие у налогового органа договор на вывозку бытового мусора по плану графику не освобождает его от уплаты за загрязнение окружающей среды.

     21. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.08.2007г.
N А28-9501/2006-139/2.

     Суд отказал организации в удовлетворении требования о возврате ей исполнительным органом субъекта РФ денежных средств, уплаченных за размещение отходов, указав, что организация не доказала отсутствия у неё обязательства по внесению платежей за размещение отходов, следовательно, в силу статьи 16 Закона №7-ФЗ, обязана вносить платёжи за размещение отходов.

     22. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.2007г. N А79-3391/2007.

     Суд, руководствуясь нормами статьей 15, 16, 22 Закона №7-ФЗ, удовлетворил требование организации об отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении организации к административной ответственности за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и за нарушение условий хранения отходов 1-го класса. При этом суд указал, что исполнительным органом не соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности.

     23. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2007, 27.06.2007г. N Ф03-А73/07-2/2502.

     Суд отказал организации-истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления ответчика о привлечении организации к административной ответственности за невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что организация нарушила нормы статьи 16 Закона №7-ФЗ.

     24. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2007г.
N А17-246А/05-23/2007.

     Суд, проанализировав положение статьи 16 Закона №7-ФЗ, удовлетворил требование организации о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении организации к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что у исполнительного органа отсутствовали правовые основания для привлечения организации к административной ответственности.

     25. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.05.2007, 23.05.2007г.
N Ф03-А73/07-2/1639.

     Суд, проанализировав положения статьи 16 Закона №7-ФЗ, отказал организации в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ, которым организация привлечена к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что факт административного правонарушения установлен.

     26. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007г. N А79-9475/2006.

     Суд отказал в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя о признании незаконным постановления исполнительного органа субъекта РФ о назначении административного наказания за отказ индивидуального предпринимателя представить расчёты фактической авансовой платы за загрязнение окружающей среды, копии отчётов, лимиты на размещение отходов, копии талонов на вывоз отходов, а так же за невнесение в определённые законодательством сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом суд указал, что оснований для удовлетворения требования индивидуального предпринимателя нет, так как в его действиях усматривается нарушение норм статьи 16 Закона №7-ФЗ.

     27. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2007, 10.05.2007г. N Ф03-А16/07-2/1073.

     Суд отказал истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления ответчика о привлечении организации к административной ответственности за отсутствие нормативов сброса сточных вод и отсутствие разрешения на их сброс, указав, что истцом нарушены нормы статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и положения статьи 16 Закона №7-ФЗ.

     28. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.04.2007, 27.03.2007г. N Ф03-А16/07-1/341.

     Суд удовлетворил требование исполнительного органа субъекта РФ о взыскании с организации нормативных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, указав, что в соответствии со статьей 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду должно оплачиваться, а организация не сделала платёж за негативное воздействие на окружающую среду.
     2. Нормирование в области охраны окружающей среды (глава 5 Закона №7-ФЗ).
     2.1. Нормативы качества окружающей среды (статья 21 Закона №7-ФЗ).

     29. Постановление ФАС Уральского округа от 25.10.2007г. N Ф09-8785/07-С1.

     Суд отказал организации в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления старшего госинспектора исполнительного органа о привлечении организации к административной ответственности за осуществление пользования поверхностным водным объектом в целях ведения рыбного хозяйства без изъятия и за частичное расположение территории организации в водоохранной зоне водохранилища. При этом суд указал, что организация нарушила требования, установленные статьями 21, 22, 23, 67 Закона №7-ФЗ, а именно организацией не были определены нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водный объект, не был осуществлен контроль за образованием донных отложений и накоплением в них вредных веществ.
     2.2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (статья 22 Закона №7-ФЗ).

     30. Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 09.10.2007г.
N Ф04-6960/2007(38942-А75-19).

     Суд удовлетворил требование организации-истца о признании незаконным и отмене постановления ответчика о привлечении истца к административной ответственности за осуществление деятельности с нарушением норм статей 22, 24 Закона №7-ФЗ и статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", указав, что ответчиком не доказан факт совершения истцом административного правонарушения.

     31. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2007г.
N А12-2932/07-С24-5/46.

     Суд отказал индивидуальному предпринимателю в удовлетворении требования об оспаривании законности постановления исполнительного органа субъекта РФ о привлечении индивидуально предпринимателя к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, не соблюдение требования при сборке, складировании, использовании, захоронении и ином обращении с отходами, выразившееся в отсутствии проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов, учёта образования, размещения отходов у индивидуального предпринимателя. При этом суд указал, что согласно статьям 22, 24, 51 Закона №7-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение.

     32. Постановление ФАС Поволжского округа от 06.09.2007г.
N А06-1063/2007-18.

     Суд удовлетворил требование индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления исполнительного органа субъекта РФ, которым индивидуальный предприниматель привлечён к административной ответственности, указав, что нарушения в действиях индивидуального предпринимателя положений статей 22, 24 Закона №7-ФЗ не выявлены.

     33. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2007г.
N А28-9090/2006-430/16.

     Суд, сославшись на  пункт 1 статьи 22, пункт 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ, статьи 1, 4, 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 74 статьи 9, 17 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", отказал организации в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания исполнительного органа субъекта РФ об устранении нарушений природоохранного законодательства. При этом суд указал, что организация не разработала проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и у неё отсутствует лицензия на обращение с опасными отходами.

     34. Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 26.06.2007г.
N Ф04-4092/2007(35463-А75-19).

     Суд отказал организации в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора исполнительного органа о привлечении организации к административной ответственности. При этом суд указал, что организация осуществляла деятельность с нарушением норм статьи 22 Закона N 7-ФЗ и статьи 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

     35. Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 15.02.2007, 19.02.2007г. N Ф04-281/2007(31198-А46-43).

     Суд частично удовлетворил требование организации о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора исполнительного органа субъекта РФ о привлечении организации к административной ответственности за отсутствие разработанных и утверждённых проектов нормативов образования отходов, лимита на их размещение. При этом суд указал, что организация нарушила требования статей 16, 22, 24 Закона №7-ФЗ
119034,Москва
Пречистенка, д. 40/2, стр .3, оф. 110,

Rambler's Top100